Советы логопеда
Уважаемые родители! Гуляя с детьми или возвращаясь из садика домой, обращайте внимание на те изменения, которые происходят в природе весной. Беседуйте с детьми, развивайте их наблюдательность, учите устанавливать причинно-следственные связи явлений природы, помогающие развивать логическое мышление, побуждайте детей мыслить и говорить.
Речевой материал на тему «Весна»
Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днём поднимается всё выше и выше, греет всё сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях чёрные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрываются тонкой, прозрачной корочкой льда, а днём пригревает солнышко и лёд тает. На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами тёплого весеннего солнца плачут, провожая зиму. Деревья ещё стоят голые, но на их ветках набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весною. Звонко чирикают воробьи, поют синички, они весело приветствуют весну. Из тёплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к родным гнёздам с громкими и радостными криками: «Гра - гра !» Вся природа радуется весне.
Речевая готовность ребёнка к школе.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления ребёнка в школу. К ней относятся хорошее физическое развитие ребёнка, развитый физический слух, развитая мелкая моторика пальцев рук и общая моторика, нормальное функционирование ЦНС, владение знаниями и представлениями об окружающем мире, произвольное внимание, умение слушать учителя, познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к формированию всех компонентов речевой системы ребёнка. Какие же это критерии?
1. У детей к началу школьного обучения должна быть полностью сформирована звуковая сторона речи. Каждый ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп. Также у детей должны быть полностью сформированы фонетические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы(звуки) родного языка.
Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются друг от друга только одним звуком (например: крыша и крыса). А это значит, что он дифференцирует звуки с и ш, потому что упомянутые слова невозможно различить на слух, не умея различать названные звуки. При нормальном ходе речевого развития все дети в раннем возрасте заменяют сложные по артикуляции звуки (с, з, ш, ж, ч, ц, щ, р, л) более простыми, поскольку им еще недоступны сложные и тонкие движения артикуляторных органов, и прежде всего – языка. Изучены даже вполне определенные закономерности таких звуковых замен, подробно описанные известным языковедом А. Н. Гвоздевым. Например, появлению в речи ребенка звука ш чаще всего предшествует целая «цепочка» звуков-заменителей (ть – сь – с)со все более и более усложняющейся и постепенно приближающейся к звуку ш артикуляцией, то есть на разных этапах своего возрастного одно и тоже слово «шапка» ребенок произносит по-разному: тяпка – сяпка – сапка и, наконец, шапка. То же самое происходит и с другими артикуляторно сложными звуками. Это вполне нормальный ход становления звукопроизношения – период «возрастного» или «физиологического» косноязычия.
Однако звуковые замены в речи ребенка «нормальны» только до определенного возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Если же они задерживаются до более позднего возраста - это уже патология, с которой работает учитель-логопед.
2.Ребёнок перед школой должен быть готов к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи.Эту речевую компетенцию очень важно сформировать в дошкольном возрасте, так как обучение грамоте на русском языке осуществляется в школе по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последний – фонематический анализ.
Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. В частности, ребенок должен уметь определять следующее:
- какие звуки входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков в слове;
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.
Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: д-о-м, к-о-ш-к-а?».
Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок может записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. В процессе записи слова ребенок как бы фотографически переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно изображая, каждый входящий в состав слова звук, в виде соответствующей ему буквы. Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно неясной, то ее искажение на письме будет неизбежно: появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв. Полным фонематическим анализом слов, о котором говорилось выше, ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет необходимости – ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем « дробить» их на отдельные звуки. В школе работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слова, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, будет неизбежно искажать на письме структуру слов. Вот почему возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.
3.Следующим компонентом речевой готовности ребёнка к школе является развитый лексико-грамматический строй речи. Дошкольники должны уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, уметь образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, например, меховая, меховой; гора, горе и т. д.) В период школьного обучения дети будут изучать грамматические правила, которые правильно применить на практаке сможет только ребёнок с хорошо развитым лексико-грамматическим строем речи (пример).
4.Дети должны уметь работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки в построении предложений.
У детей также должна быть развита связная речь. Дошкольникам необходимо уметь составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, составлять самостоятельно рассказ-описание.
Наличие у ребёнка даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, а также в связной речи ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. По оценкам психологов, на успеваемость влияют 200 факторов. Самый главный из них-овладение навыком чтения и письма. Проблема нарушений письма и чтения-одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися Плохо читающий ребёнок не сможет успешно обучаться по общеобразовательным предметам: он неправильно прочитает, а значит и не решит задачу по математике, не сможет в среднем звене школы быстро прочитать и пересказать материал по истории, географии и т. д. Поэтому наличие у ребёнка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения, является одной из предпосылок успешного обучения его в школе.
Учитель-логопед Артеменко С.В.,
высшая квалификационная категория.