Конкурсная работа
МОУ начальная школа – детский сад №35
Г. Обнинск, Калужская область
«Создание единого здоровьесберегающего пространства в образовательной среде коррекционно-развивающего обучения»
Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 35 создано в 1998 году на базе существующего детского сада общеразвивающего вида и имеет уже более, чем 27 летнюю историю.
Структура учреждения:
· Общеразвивающие группы – 5;
· Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья – 4;
· Классы коррекционно-развивающего обучения – 4.
Списочный состав:
Начальная школа коррекционно-развивающего обучения - 51 человек
Дошкольные коррекционно-развивающие группы - 45 человек
Дошкольные общеразвивающие группы - 118 человек
Всего воспитанников и обучающихся - 214 человек
Распределение детей по группам здоровья:
· 1 группа здоровья – это дети полностью здоровые 30%
· 2 группа здоровья – это дети практически здоровые (имеющие небольшие отклонения в здоровье) 23%
· 3 группа здоровья – это диспансерные дети (имеющие хронические заболевания на стадии компенсации) 46%
· 4 группа здоровья – дети с серьезными хроническими заболеваниями, находящимися на стадии субкомпенсации 1%
Большинство детей 3 и 4 групп здоровья – это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и посещающие коррекционно-развивающих группы и классы.
Рейтинг патологий:
Хирургические патологии - 37 случаев
Патологии ЖКТ -29
ЛОР патологии -21
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) – 12
Нарушения зрения -11
ЧДБ -9
Заболевания почек -4
Эписиндром -4
Бронхиальная астма -3
РДА (ранний детский аутизм) -3
Тугоухость -2
ДЦП -2
Синдром Дауна -1
Нейродермит -1
Анемия -1
14 детей имеют инвалидность.
Такой контингент детей требует бережного отношения к их здоровья и особого подхода к организации их жизнедеятельности.
Нами была разработана Программа здоровьесбережения. Цель –сохранение здоровья детей, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Для достижения этой цели работа строится одновременно по нескольким направлениям:
· Создание здоровьесберегающей среды
· Организация учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесберегающих технологий и охранительного режима
· Организация системы медико-психолого-педагогического сопровождения
· Организация физкультурно-оздоровительной работы
· Создание атмосферы психолого-эмоционального благополучия
· Пропаганда здорового образа жизни.
I. Создание здоровьесберегающей среды
Здоровьесберигающая среда МОУ начальная школа – детский сад №35 отвечает основным потребностям и возможностям развития дошкольника и младшего школьника:
Oфизиологическим,
Oв безопасности,
Oв усвоении групповых норм и правил,
Oв любви,
Oв сохранении и улучшения физического и душевного здоровья,
Oпознавательным,
Oв самореализации.
Каждая группа детского сада имеет полный набор помещений в соответствии с действующими санитарными правилами: игровая, спальня, благоустроенный санузел, раздевалка и оборудованный участок для прогулок.
В группах для детей с ограниченными возможностями здоровья имеются выделенные кабинеты учителей-дефектологов.
Для обучающихся 1-4 классов имеются классные комнаты, раздевалки, санузлы, столовая-игровая (гостиная).
Для обеспечения оптимального всестороннего развития воспитанников в учреждении предусмотрены:
физкультурный зал
зал сухого плавания
бассейн
музыкальный зал
2 физкультурные площадки
медицинский блок (3 кабинета)
логопедический кабинет
кабинет педагога-психолога
методический кабинет оборудованный 4 рабочими компьютерными местами, с выходом в Интернет
музыкальный кабинет
2 кабинета школьных учителей –дефектологов
кабинет ручного труда
Предметная среда, соответствующая потребностям развития ребенка, выстраивается при соблюдении следующих принципов:
· принцип здоровьесбережения (соответствие мебели росту детей, мебель без острых углов, правильное освещение, возможность активного движения по группе, безопасность среды, наличие спортивных уголков, наличие ковриков для профилактики плоскостопия и массажа стоп, использование сертифицированных материалов в отделке помещений, подбор цветовых решений в оформлений групп, подбор комнатных растений, озеленение участков)
· принцип развивающей среды (наполнение соответствующим возрасту дидактическим содержанием, наличие различного материала для самостоятельного творчества детей, наличие уголков опытно-экпериментальной деятельности, сенсорных зон)
· коррекционно-развивающий принцип ( близость кабинета учителя-дефектолога к группе, что дает возможность постоянного присутствия специалиста в группе , выделения специально оборудованной учебной зоны, проведения одновременно двух подгрупповых занятий, индивидуальных занятий в течение всего дня, наполнение большим количеством сенсорного материала, развивающих дидактических пособий)
· принцип активности (создание условий для оптимальной самостоятельной двигательной активности и творчества);
· принцип стабильности и динамичности (возможность менять окружающую среду самими детьми, возможность перепланировки пространства, гибкое зонирование);
· принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка (наличие игровых и тематических уголков, уголков уединения и релаксации, эстетическое решение пространства, наличие разновысокой мебели, устройство клумб на территории участков);
· принцип открытости и закрытости (расширение познавательного материала, уголков природы, возможность детей разных групп контактировать в свободное время, возможность посещения родителями занятий, прогулок и др.);
· принцип учёта половых различий (гендерный подход): организация кружков и игровых зон для девочек и мальчиков и др.
Физкультурный зал укомплектован специальными тренажерами для занятий коррегирующей гимнастикой по профилактике плоскостопия. В каждой детской спальне есть массажные дорожки для стоп.
Зал сухого плавания, где проводится разминка перед бассейном, оборудован люстрой Чижевского. В плохую погоду, когда невозможна прогулка на улице, в зале организуется дополнительное пребывание детей.
Особое внимание в учреждении уделяется организации здорового питания детей. Питание организовано в рамках единого 4-х недельного меню. В детском саду дети получают 5 - разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин).
Имеется диетическое питания для детей с ДЖВП, аллергическими пищевыми проявлениями.
Школьники получают 4-х разовое питание (полноценный завтрак, второй завтрак, обед) Все школьники регулярно получают бесплатно молоко. Организовано бесплатное питание для школьников из группы социального риска. Дети этой группы получают также дополнительное питание (сладости, фрукты).
При приготовлении пищи используются технологии без обжаривания продуктов. Имеется пароварка для приготовления диетических блюд и блюд ясельного ассортимента.
II. Организация учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесберегающих технологий и охранительного режима
Учреждение обеспечивает выполнение стандарта начального и дошкольного образования по всем направлениям развития ребёнка. В МОУ создана адаптивная педагогическая система и благоприятные условия для интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников.
Воспитательно-образовательную работу ведут 41 педагог: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, воспитатели (20 чел.), учителя начальных классов (4 чел.), 1 учитель английского языка, 1 педагог дополнительного образования (художественный труд, информатика), 1 педагог по ритмике, 1 учитель-логопед, 4 учителя-дефектолога, 2 музыкальных руководителя, 1 воспитатель по физическому воспитанию, 1инструктор по плаванию и ЛФК, 1 педагог - психолог
Основными образовательными программами в учреждении являются:
для общеобразовательных групп (дети от 2 до 7 лет) - программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»;
для коррекционно-развивающих групп (дети от 3 до 8 лет) - образовательная программа воспитания и обучения в детском саду под ред.М.Васильевой и программа С.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»;
для начальной школы компенсирующего обучения - образовательная программа «Школа России» и программа коррекционно-развивающего обучения для начальной школы под ред. С.Г. Шевченко
В соответствии со своими уставными целями и задачами реализуются дополнительно:
·«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи»// Под ред. Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше, Москва «Просвещение», 1978 г.
·Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»// Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Каше, Москва «Альфа», 1993г
В планировании учебно-воспитательного процесса заложен особый подход, обеспечивающий принципы здоровьесбережения:
·Принцип четкого соответствия режима дня санитарным правилам и нормам в части количества занятий и уроков, их продолжительности, распределения в течение дня и недели.
·Принцип достаточной, разумной двигательной активности в течение всего дня (как во время занятий, так и во время свободной детской деятельности). Занятия с учетом климатических возможностей максимально выносятся на улицу. Таким образом мы преодолеваем сложившуюся практику преобладания малоподвижных форм организации образовательного процесса.
·При сужении сенсорной сферы ребенка (потере слуха, недостаточном качестве зрения), двигательных нарушениях используется принцип опоры на сохранные функции организма.
·Принцип учета сензитивных периодов развития, опоры на зону ближайшего развития ребенка
·Принцип опоры на индивидуальные когнитивные стили учащихся.
·Принцип сменяемости деятельности (чередование малоподвижных занятий с двигательно активными)
В учреждении выстроена инновационная практика интегрирования содержания различных образовательных областей.
При интеграции основными, базовыми элементами определены две образовательные области: «Физическое развитие» и «Здоровье». В каждой из остальных образовательных областей выделяются темы, тесно связанные со здоровьем человека.
Например:
Образовательная область |
Интегрированное содержание |
Безопасность |
Техника безопасности при движении, прогулках, спортивных играх. Зачем нужна специальная спортивная одежда и обувь. Зачем нужны прививки. Что такое экологическая безопасность. |
Социализация |
Воспитание активной жизненной позиции. Сильный человек – не гроза, а опора для слабого. Управление эмоциями через движение. Самоконтроль и саморегуляция собственных действий. Правила спортивных игр. Забота о себе - обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм. |
Труд |
Физическое развитие повышает трудовые возможности. Рациональность трудовых действий. Профессии, связанные с физкультурой и здоровьем. |
Познание |
Строение человеческого организма. Способы передвижения человека и животных. Развитие сенсорики, мелкой моторики (дорожки здоровья). Развитие словаря. Математические представления, связанные с движением - бег с ускорением, прыжки в длину и в высоту, количество повторений, ориентирование по плану и т.д. Развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве. Материаловедение (из чего сделан спортивный инвентарь и одежда). |
Коммуникация |
Умение понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам. Умение коллективных действий. Взаимодействие. Развитие общения . |
Чтение художественной литературы. |
Литературные произведения по теме ( «Мойдодыр», «Веселый турист», сборник «Румяные щеки», «Два Мороза» и др.), пословицы, считалки, речевки, девизы. |
Художественное творчество |
Продуктивная деятельность, связанная с темой здоровья (изображения спортсменов, изготовление атрибутов, эмблем для игр, спорта) |
Музыка |
Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий, ритмические движения и упражнения, развитие положительных эмоций (коррекция психологических стрессов), песенное творчество по теме. |
Работа в школе построена по модели школы полного дня. Такая модель дает возможность реализовать правильный режим учебных занятий и отдыха детей, насытить жизнь детей разнообразной деятельностью, реализовать их творческие способности. Во вторую половину дня выделено время для двух прогулок, работы 2 кружков (ручного творчества и информатики), спортивной секции, группы здоровья для ослабленных детей.
Коррекционно-развивающее обучение предполагает малую наполняемость групп и классов. При этом в группах КРО существует еще деление на подгруппы, что обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
В целях более успешного продвижения в общем развитии обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально – групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 –3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
На каждый класс выделено О,5 штатной единицы учителя-дефектолога. Это дает возможность вести ежедневную коррекционную работу по развитию речи детей, совершенствованию психических процессов.
Как коррекционный компонент во время занятий и уроков предусмотрено проведение физкультминуток, зрительной гимнастики, релаксационных комплексов, пальчиковой артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Для воспитания у детей навыка саморегуляции в учреждении начинается работа по внедрению ИКТ «БОС-Здоровье».
В учреждении принята особая система оценивания достижений ребенка, где главным становится его личный результат, его собственное продвижение, пусть даже незначительное. Реализуется коррекционная технология «Маленькие ступеньки».
Для детей с особыми образовательными потребностями (с синдромом Дауна, РДА и др.) реализуется форма индивидуального обучения по специальным индивидуальным программам. При этом они существуют в общем образовательном пространстве, посещают со всеми уроки музыки, технологии, все кружки и классные мероприятия. Такая система обеспечивает лучшую социализацию данной категории детей, повышает их адаптивные возможности.
III Организация системы медико-психолого-педагогического сопровождения
Специфика педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, заключается в её комплексности, коррекционно - развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учётом интеллектуальных и физических возможностей ребёнка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе с семьёй. Взаимодействие большого количества различных педагогов и медиков важно, так как постоянно растет количество детей со смешанными дефектами.
Психолого - педагогическое медико - социальное сопровождение - система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально - психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Эффективность психолого - педагогического медико - социального сопровождения определяют факторы:
· взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врачей и психологов;
· разработка индивидуальных маршрутов развития каждого ребёнка;
· адекватное (соответствующее индивидуальным и психофизиологическим возможностям ребёнка) сочетание лечебной, образовательной и коррекционной деятельности;
· включение родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников реабилитационного процесса;
· поддержка благоприятного психологического климата в учреждении.
Организационной формой психолого – медико-педагогического сопровождения в нашем учреждении является консилиум. В него входят медперсонал (врач-педиатр, старшая медсестра, врач-психоневролог,врач ЛФК), педагоги коррекционного профиля ( учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог), основной педагог ,реализующий общеобразовательную программу (учитель или воспитатель).
Процесс сопровождения каждого ребенка проходит несколько этапов:
o Диагностический этап, ориентированный на всестороннее изучение медико - психолого - педагогических особенностей конкретного ребёнка.
o Поисковый этап, разработка и уточнение индивидуального образовательно - коррекционного маршрута каждого ребёнка . Включает в себя определение необходимых направлений коррекции, определяет программы и технологии для работы с ребенком, специалистов, необходимых для раскрытия всех возможностей ребенка, направления медицинского сопровождения .
o Деятельностный этап. - скоординированная деятельность специалистов разного профиля согласно избранной стратегии работы с ребёнком.
o Рефлексивный этап - Периодический анализ деятельности и результатов динамической диагностики, который проводится в течение всего времени пребывания ребенка в учреждении и служит основой для возможного изменения или коррекции дальнейшего образовательного пути, а также при переводе ребенка на следующий этап обучения. Динамические результаты сопровождения отражаются в личной карте развития воспитанника, которую ведет основной специалист, работающий с ним.
IV. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Нормальное развитие организма возможно при условии, что удовлетворяется его естественная потребность в движении. Любая физическая нагрузка – это способ физического развития. А для детей с различными заболеваниями и задержками в развития физическая культура – это один из способов коррекции, т.к. в организме человека нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение. Поэтому своевременное и оптимальное использование системы физического воспитания – это эффективное средство коррекции и компенсации. При правильном и системном использовании физкультура не имеет ограничений, она переходит из лечебно-профилактического в оздоровительное и тренировочное применение.
В учреждении используются традиционные формы физического воспитания и формы, предусмотренные коррекционной направленностью .
Традиционные формы физического воспитания и закаливания |
Особые и коррекционные формы физического воспитания и закаливания |
O утренняя зарядка
O физкультурные занятия,
O занятия в бассейне
O закаливание душем
O физкультурные развлечения,
O организация двигательной нагрузки на прогулке
O спортивные праздники
|
O ритмика для дошкольников и обучающихся младшей школы
O занятия лечебной физкультурой (содержание их прорабатывается совместно с врачом и инструктором ЛФК)
O логоритмические занятия
O индивидуальные занятия в малом бассейне (для тех, кому противопоказаны занятия с группой в большом бассейне
O группа «Здоровячок» (для часто болеющих и ослабленных детей)
O школа мяча
O группа «Команда»
O занятия в помещении под люстрой Чижевского
O использование массажеров для стоп
O использование методик точечного массажа, дыхания по А. Стрельниковой,
O упражнения по системе Б.Толкачева
O гигиеническое полоскание рта
O полоскание рта отварами лекарственных трав |
Упражнения по системе Б.Толкачева используются по назначению врача для детей, перенесших заболевания органов дыхания. Проведение точечного массажа, полоскание отварами лечебных трав организуем во время эпидемических подъемов заболеваний. Ежедневное полоскание ротовой полости после еды способствует профилактике заболеваний зубов и десен.
После сна для сохранения эмоционального комфорта воспитатели проводят специальные упражнения для постепенного перехода детей к бодрствованию, они включают упражнения на потягивание, сопровождаются народными потешками, приятной музыкой.
Занятия спортом во второй половине дня позволяют детям сбросить напряжение, повысить их волевые качества, способность управлять своими действиями и эмоциями.
В этом учебном году впервые организована секция для дошкольников «Команда», где занимаются наиболее двигательно-одаренные дети старшего дошкольного возраста. Главной целью данного объединения мы видим не столько спортивные успехи детей, сколько их умение подчинить собственные амбиции во имя общей победы, воспитание командного, коллективного духа.
Спортивные праздники мы проводим ежемесячно, летом они традиционно посвящены: Дню защиты детей , Дню Военно-морского флота ( в этот праздник у нас всегда в гостях команда моряков-подводников) , Дню физкультурника («Физкультура для больших и маленьких»).
В сентябре проводится «Неделя здоровья» с соревнованиями между группами детского сада и классными командами. Зима – время наших «Малых олимпийских игр». Именно спортивные праздники лучше всего объединяют детей и родителей, сплачивают детские коллективы. Во время их проведения у всех возникает чувство единения, радости.
V. Пропаганда здорового образа жизни
Педагогический коллектив нашего учреждения не только уделяет внимание воспитанию двигательной культуры, развитию психофизических и личностных качеств воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни, но и осуществляет пропаганду преимуществ здорового образа жизни среди родителей.
Через индивидуальные и групповые консультации, тематические родительские собрания, информационные стенды, специальные тематические папки, информацию на сайте учреждения, круглые столы, Дни открытых дверей, совместные спортивные праздники учим родителей:
- как организовать здоровый быт для семьи и детей
- как в норме протекает физическое развитие детей
- как помочь ребенку с двигательными нарушениями, в какой последовательности обучать его тем или иным видам движения
- как соблюдать безопасность ребенка при организации его жизни
- как создать и поддерживать в семье эмоционально комфортную обстановку
- как сохранить свое и детское здоровье
- как организовать жизнь семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии.
Мы продолжаем искать новые формы оздоровительной работы. Нам очень хотелось, чтобы в нашем учреждении царила атмосфера здоровья. А здоровье мы понимаем не только как отсутствие болезней, но и как психологическое и социальное благополучие.