Работа летом в разновозрастных группах

Муниципальное  бюджетное 

общеобразовательное учреждение "Начальная школа- детский сад №35" города

                    Обнинска                           

Работа летом в разновозрастных группах

 

 

 

   Организация педагогического процесса в разновозрастных группах в летний период имеет свою специфику, требует от педагога умения со­поставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, правильно распределять внимание, пони­мать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом. А главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и ве­село было всем детям в группе.

 

Особенности работы

в разновозрастных группах

в летний период

 

   Многие воспитанники детских садов летом уезжают с родителями отдыхать, посещаемость и наполняемость групп снижаются. Уставшие за учебный год воспитатели с радостью предвкушают уменьшение нагрузки: с июня обязательные занятия уже не проводит большинство детских садов. Увеличивается время на прогулки, игры на свежем воздухе, появляется дополнительная возможность почитать детям, побеседовать с каждым. Но детей становится все меньше, часть вос­питателей уходит в отпуск, некоторые дошкольные учреждения к концу июня выглядят полупустыми. Решением этой проблемы явля­ется ежегодное "дежурство" детских садов в каждом районе: некото­рые закрываются на июль — август, передавая своих воспитанников в один из ближайших "дежурных" детских садов. Как правило, эти дошкольные учреждения располагаются не очень далеко друг от дру­га и удобны большинству жителей микрорайона.

 

Особенности "дежурного» детского сада.

 

   Одной из специфических особенностей "дежурных" детских садов является то, что там присутствуют не только немногочисленные "свои", но и "чужие" дети (со своими привычками, характерами, про­блемами). Кроме того, эти дети приходят со своими, такими же "чу­жими" родителями, имеющими свои личные интересы и потребности. Они не знакомы с "временным" детским садом, его традициями, пра­вилами, не знают воспитателей, которые будут работать с их детьми, да и порой не хотят ничего знать. Рассматривая дежурный сад как временный выход из ситуации, они не всегда принимают всерьез тре­бования педагогов и администрации, зато сами настаивают на том, чтобы ребенку обеспечили привычный ему образ жизни.

   Второй особенностью, типичной для большинства "дежурных" ДОУ, является объединение детей в смешанные разновозрастные группы. Ясельную группу, если она есть, обычно не объединяют ни с кем (в силу специфики возраста). Однако если дети в ней к лету уже достигли возраста трех лет, иногда объединяют с младшей (три — че­тыре года). Чаще объединяют младшую группу со средней, и в ней находятся дети от трех до от трех до пяти лет; старшую — с подготовительной (пять –семь лет). При этом в каждой группе присутствуют час­тично "свои", а частично "чужие" дети. Воспитателями в этих группах остаются педагоги "дежурного" сада, и их работа в дан­ных условиях, естественно, затрудняется.

   Сложность работы в смешанной группе связана с тем, что педагог, привыкший к одновозрастному составу воспи­танников, оказывается вынужденным учитывать интересы и обеспечивать возможности воспитания и обучения детей с возрастным разрывом до двух лет, а в дошкольном возрас­те — это целая эпоха. У ребят разные знания, умения, разный жизненный и практический опыт, и организовать их в еди­ный коллектив непросто. Тем более что половина детей при­шли из других дошкольных учреждений, плохо адаптированы к новым условиям, и на привыкание к ним уйдет, возможно, достаточно продолжительное время. Самым неприятным сюрпризом, подстерегающим воспитателя в "дежурном" детском саду, может ока­заться наличие в числе "чужих" детей ребенка с психической или физической патологией, о которой родители не захотели предупредить администрацию. Иногда такие дети появляются из логопедических детских садов, иногда — из других специальных учреждений дефек­тологического профиля, а иногда просто из семьи, где родители меч­тают от них немного отдохнуть.

   Такой ребенок может буквально парализовать работу в группе, так как он требует ежеминутного индивидуального присмотра воспи­тателя, который несет за него ответственность. В первую очередь, конечно, это касается детей с неврологическими нарушениями, но часто и физические недомогания могут существенно осложнить жизнь ребенка и воспитателя в подобной ситуации. Это дети-астматики, у которых может начаться приступ, если они понервничали, или сильно побегали, или вступили в контакт с возможным (индивидуальным для каждого) аллергеном — цветком, животным, кормом для рыбок. Дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которые могут есть далеко не всякую еду, страдают рвотами, расстройствами желудка, болями в животе. Дети с нарушениями мелкой и крупной моторики, которые не могут сами есть или неустойчивы при передвижении и поэтому ограничены в участии в общих подвиж­ных играх. Все эти случаи следует отследить еще на стадии комплектации лет­них групп "дежурного" детского сада и обязатель­но ознакомиться с меди­цинскими документами на каждого ребенка. После того как ребенок зачислен, сделать, как правило, уже ничего нельзя.

   Воспитатель смешан­ной группы должен позна­комиться лично с родите­лями воспитанников, неприменно узнать, какие имеются проблемы. Им следует объяснить, что чем больше знает педагог об особенностях и привычках детей, тем легче удастся ребенку влиться в новый коллектив, найти себе занятие по вкусу, включиться в интересные игры, завести новых друзей. В некото­рых детских садах проводят родительское собрание, на котором адми­нистрация рассказывает о детском учреждении и специфике его рабо­ты в летний период, а потом родители заполняют специально разрабо­танные анкеты. В других дошкольных учреждениях ограничиваются анкетированием и беседой педагога группы с каждым родителем.

    В целом адаптационный период в смешанных группах дежурного детского сада проходит достаточно легко: ведь все дети уже имеют опыт посещения дошкольного учреждения, пусть даже не одного и того же. Им нужно приспособиться не к "полностью новому миру", как было, когда они впервые оторвались от мамы и пошли в детский сад, а просто привыкнуть к новым детям, взрослым, обстановке. Большинство до­школьников это переносит довольно легко, тем более что обязательно в одну смешанную группу попадают по нескольку детей из соответству­ющих групп других детских садов, а они уже знакомы друг с другом.

 

Организация игровой деятельности в разновозрастных группах

 

 

   Между тем в первые дни необходимо приложить специальные усилия, чтобы познакомить детей из разных детских садов, поиграть в игры, направленные на запоминание имен сверстников, пробужде­ние интереса к ним.

   Со старшими детьми это не сложно, а вот с младшими могут воз­никнуть проблемы. Дети трех —четырех лет еще плохо играют, сов­местные сюжетно-ролевые игры находятся у них только в стадии становления. Хотя в силу возрастных особенностей и возможностей они уже способны и к принятию несложного сюжета, и к распределе­нию ролей (под руководством воспитателя или старших, хорошо иг­рающих детей), но в течение учебного года играют не очень много, и их игры редко достигают творческого уровня. Гораздо чаще они отоб­ражают простые сюжеты или даже цепочки действий с игрушками, редко объединяясь в более или менее стабильные коллективы.

Однако попав в новый детский сад, дети обнаруживают, во-первых новые игрушки, а во-вторых, новых партнеров по игре, причем часть из них старше, "опытнее", они играют в какие-то другие интересные игры и тем самым привлекают внимание к себе и своей игре.

   Появляется возможность для обмена игровым опытом — та самая возможность, которая не может развиваться в одновозрастных груп­пах с постоянным составом детей и набором привычных игровых сюжетов. Естественно, объединяющей силой здесь все равно высту­пает воспитатель. При этом он опирается на старших детей, вспоминая какую-либо игру, которая им уже знакома и посильна, но в которую они играли мало, и она им еще не надоела. Для детей трех — пяти лет это могут быть более приближенные к их опыту игры: в путешествие, зоопарк, цирк (дети могут изображать и зверей, и зрителей), семью и больницу, аптеку, магазин.

   Важно, чтобы наряду с главными ролями, которые принимают на себя более старшие дети, оставались многочисленные, но не сложные для исполнения роли для младших. Обычно малыши охотно подражают "большим" и быва­ют польщены, когда их принимают в свои игры старшие дошкольники, пусть даже и на второстепенные роли. И если воспитатель чуть-чуть их поддерживает, подска­зывает, как играть, не дает угаснуть сюжету, когда сами дети уже "застряли" и не могут его развивать, — возни­кает и продолжается совместная сюжетно-ролевая игра, та самая, которая все реже встречается в обычной жизни перегруженного занятиями современного дошкольника.

   Для детей трех — пяти лет сложности могут возникать из-за привлекательной игрушки — часто для малышей она явля­ется более желанным "партнером", чем сверстник, и тогда можно оставить такого ребенка в покое, пока он сам не захочет присоединиться к детям. Если же он и с игрушкой не может расстаться, и одно­временно испытывает интерес к игре дру­гих детей — можно подобрать ему роль, где с этой игрушкой расставаться не при­дется. Например, девочка будет мамой, а кукла — ее дочкой, и они вместе сидят в очереди к врачу, или идут в магазин и де­лают покупки (и для себя, и для дочки), или являются пассажирами самолета либо парохода. А может быть, они записывают­ся в новый детский сад, идут в цирк, ката­ются на горке.

    Дети пяти — семи лет, обладающие развитой фантазией и воображением и имеющие большой игровой опыт, легко подхватывают предложенные воспитате­лем сюжеты, могут в определенных преде­лах сами их развивать, распределять роли, объяснять младшим, что от них ожидается. Разумеется, главные роли достаются более старшим, хорошо играющим, обычно «своим»

воспитанникам (из основного детского сада). Но и второстепенные распределяются без конфликтов между младшими и "чужими" детьми. И тот, кто раньше у себя в детском саду претендовал только на ведущие роли, спокойно смиряется с безмолвной ролью чьей-то дочки или второго медвежонка у мед­ведицы. Только постепенно, ознакамливаясь с осо­бенностью игры этой новой для себя группы, с но­выми детьми, их характерами, игровым и социаль­ным статусом, ребенок начинает делать "игровую карьеру", добиваясь в конце концов желанной роли дрессировщика, предводителя пиратов или главной принцессы.

   Воспитателю остается только поддерживать игру вербально, дать материальное подкрепле­ние — атрибутику и переложить остальное на де­тей: они сами друг друга научат.

   Нередко в смешанной группе обнаружива­ются дошкольники, которые не могут примкнуть ни к одному игровому коллективу. Это застенчивые дети, плохо адап­тированные и неумело играющие, неуверенные в себе, с дефектами внешности или речи, словом, "дети-изгои".

   Для них единственной возможностью влиться в новый смешанный коллектив являются игры дидактического типа, игры с правилами, под­вижные игры (но без соревновательного мотива) и постоянная помощь воспитателя. В занятиях, играх, развлечениях, организованных взрос­лым, они чувствуют поддержку (их надо много хвалить, отмечать малей­шие достижения), через воспитателя вступают в контакты с детьми, необходимые по правилам игры. Постепенно формальное соблюдение правил уступает место непосредственному общению, дети включаются в игры, организованные взрослым. После того как воспитатель выклю­чается из игры, передоверив свои функции кому-то из детей, такой ребенок хоть и недолго продолжает играть.

   Этим детям полезно давать несложные поручения (обязательно в паре с кем-нибудь "умелым"): накрыть на столы, внести на участок необходимые игрушки, позвать кого-нибудь, раздать стаканы или бутылки с водой, чтобы пить на прогулке, и т. д.

   Если проводится фольклорный или музыкальный праздник, им желательно поручать небольшие, но привлекательные роли, не забы­вая при этом, что они сильно стесняются. Но если удастся уговорить их петь со всеми хором, танцевать в общем круге и т. п. — они бывают счастливы. Главное, погромче их похвалить.

   Иногда старшие дети с удовольствием помогают застенчивым, младшим или новичкам влиться в новую группу, но это зависит от многих особенностей и склонностей детей. Чаще всего это свойствен­но шести — семилетним девочкам — "надежде и опоре" воспитателя, которые охотно принимают на себя функции "воспитательницы" по отношению к младшим детям. Если в группе есть такая девочка, объ­единение младших и старших, "своих" и "чужих" происходит легко, без напряжения и с минимальным вмешательством взрослых.

   Таким образом, организация воспитательного процесса во времен­ных разновозрастных группах требует особенно пристального внима­ния к детям со стороны работающих в таких группах педагогов.

 

Игра "Паровозик" для детей младшего дошкольного возраста

  

Воспитатель выстраивает детей друг за другом и пригова­ривает: первый вагончик - Петя, за ним второй - Вася, за Васей - Галя и т. д. А теперь паровозик Костя (более стар­ший и "умный") всех проверит: это кто? - Правильно, Петя. А это Галя? Ой, нет, это Олечка, четвертый вагончик... Затем поезд во главе с паровозиком-Костей и замыкаю­щим воспитателем может объехать вокруг здания детского сада, осмотреть территорию, запомнить свой участок и свою веранду - "вокзал".

За несколько таких проигрываний (дети-вагончики и паро­возик все время меняются) новички хорошо запоминают, как кого зовут, где что находится, знают, где свой подъезд, участок, веранда, где ворота, общая площадка, куда мож­но ходить, а куда нельзя.

 

Игра "Перепутанный клубок" для средней, старшей или подготовительной групп

 

Дети садятся в кружок, по часовой стрелке, называют свои имена, начиная с воспитателя: Я - Анна Ильинична, со мной рядом - Катя; следующий ребенок называет свое имя (например, Саша), следующий вновь повторяет все имена и добавляет свое имя, и так, пока круг не замкнется. Когда дети с этой игрой справляются легко, можно услож­нить ее. Все встают, бегают друг за другом и садятся в дру­гом порядке. Желающим предлагается назвать имена детей и не ошибиться. Ошибки сразу исправляются, и постепенно имена запоминаются.

                                     

 

По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя».

Подготовила ст.  воспитатель М.Жидкова.

 

Дата последнего обновления страницы 24.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения