Тематические консультации и рекомендации для родителей на тему:
«Особые дети – особое общение»
Подготовила
учитель-дефектолог
Трубникова Ю. В.
Агрессивный ребенок
Очень часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун. В детском саду (школе) только его и ругают!». К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего, доброго мальчика» в драчуна и задиру встречаются достаточно часто.
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желания ребенка (получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки — разнообразие таких капризов не имеет границ) не могут быть удовлетворены. Препятствием к удовлетворению желания обычно служит отказ или запрет взрослого, поскольку большая часть таких просьб, требований ребенка не может быть удовлетворена без неприятных последствий. Отказ выполнить подобное желание агрессивного ребенка и приводит к конфликту.
Как правильно вести себя в этой ситуации? Попробуйте перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания. Это, как правило, позволяет избежать конфликта.
Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против завышенных требований взрослых, загоняющих его в жесткие рамки. Подумайте, действительно ли ваши категоричные требования необходимы и разумны:
- Отвечают ли они возможностям ребенка?
- Приносят ли они ему пользу?
- А может быть, вам следует изменить тон, форму предъявления требования?
Агрессивность в дошкольном возрасте может возникнуть, если ребенок непопулярен в среде сверстников. В разные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы: высокий интеллектуальный уровень, развитая речь, хорошее физическое развитие, ловкость, высокая степень овладения различными видами деятельности. У дошкольников особенно ценятся приятный внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько дошкольник овладел навыками игры. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Если ваш ребенок не отвечает этим требованиям, не имеет адекватных средств общения, то он может стремиться занять «достойное» положение в группе при помощи кулаков.
Помните!
- Сердитый тон, повышенный голос, многочисленные запреты и угрозы — самые неэффективные способы преодоления агрессивности ребенка.
Лишь поняв причины его агрессивного поведения и устранив их, вы можете рассчитывать на положительные результаты.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, перенести ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» врага. Вы увидите, как быстро он успокоится.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных высказываний о своих друзьях или коллегах, не стройте планов мести врагам.
- Пусть ваш ребенок всегда чувствует, что вы любите, цените, принимаете его таким, какой он есть, понимаете его проблемы.
Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он знает, что очень дорог вам.