Консультация для родителей
на тему:
«Гиперактивный ребёнок.
Как ему помочь?»
Учитель – дефектолог
Трубникова Ю.В.
Ребёнок, если он здоров и выспался — активное, подвижное существо. Мир постоянно дарит ему яркие новые впечатления, и надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда — особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций. Детям вообще свойственно особенное чувство времени: они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на месяц.
Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, они получили название гиперактивности с дефицитом внимания.
Точная диагностика этого состояния не так проста, как может показаться на первый взгляд. На сегодняшний день не существует «линейки», применив которую врач может с точностью определить, когда они имеют дело с гиперактивностью, а когда — с особенностями характера или недостатками воспитания.
Что же в особенностях поведения ребенка может насторожить родителей, натолкнуть их на мысль о необходимости консультации у врача? Основной разграничительный критерий между «нормальной» высокой активностью и состоянием гиперактивности качественный: нарушены ли у ребенка общение и обучение?
У детей с синдромом гиперактивности повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко, настолько, что нарушает его деятельность. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается, его действия недостаточно целенаправленны, ему очень трудно выполнить несколько последовательных действий, необходимых для достижения какой-то цели. Поступки таких детей часто носят импульсивный характер (сначала сделают, потом подумают), могут быть безрассудными, иногда даже опасными для них самих (у них как бы недоразвит инстинкт самосохранения).
Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным в его структуре является дефицит (недостаточность) внимания. У такого ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания, он может сосредоточиться, легко отвлекается, непроизвольно переключая свое внимание на любой посторонний звук, на любое движение. И если чрезмерная двигательная активность частая, но не обязательная характеристика синдрома гиперактивности, то недостаток внимания — обязательный признак такого состояния.
Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально возбудимыми и неустойчивыми. Они могут быть общительными, но бестактными — не учитывают ситуации, в которой находятся, настроения и состояния своего собеседника. Одни дети очень привязчивы, другие независимы до безрассудства.
Когда можно заметить первые проявления гиперактивности? Нередко с первых дней жизни ребенка: такие дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Одни дети с гиперактивностью начинают стоять, ходить и бегать очень рано, другие развиваются в обычные сроки. Начав ходить, они «везде суют свой нос», постоянно во все вмешиваются и чего-то требуют, за ними нужен постоянный присмотр.
В возрасте 2—4 лет не всегда можно определить, кто из детей будет гиперактивным, а кто — просто живым и общительным ребенком. У гиперактивного ребенка, напротив, отчетливой становится неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, его игры носят преимущественно хаотический характер, ему трудно усидеть спокойно даже у телевизора. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.
С первых дней школьного обучения неспособность длительное время сосредотачивать внимание и контролировать свое поведение становится наиболее выраженной. Выясняется, что ребенок не может спокойно сидеть за партой, отвлекается, встает, ходит по классу. Все это создает предпосылки для формирования стойких трудностей в обучении даже в тех случаях, когда ребенок имеет достаточно высокие интеллектуальные данные.
Практика показывает, что у большинства детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, к подростковому возрасту двигательная расторможенность значительно уменьшается или исчезает совсем.
Принимать решение о диагнозе может только специалист — врач-психоневролог. Но допустим, что диагноз гиперактивности у вашего ребенка установлен и не подлежит сомнению. Нужно ли применять лекарства или достаточно только воспитательных мер для коррекции его состояния и поведения?
При слове «лечение» многие родители представляют себе горы чудодейственных препаратов, последовательные курсы которых решат все проблемы ребенка. Это не так — если родители не будут создавать условия, в которых гиперактивность может сгладиться, лекарства могут оказаться бесполезными. Не стоит бросаться и в другую крайность — полностью отвергать медикаментозное лечение. В некоторых случаях оно просто необходимо.
Какую воспитательную стратегию нужно выбирать родителям гиперактивного ребенка? Дети с гиперактивностью остро нуждаются в четкой организации своей жизни — такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим.
Структурирование жизни гиперактивного ребенка требует от родителей твердости и последовательности. Гиперактивные дети нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Нельзя «идти у них на поводу» — это приведет только к усилению хаоса. В то же время нельзя требовать того, что им не под силу — это закономерно приведет к непослушанию, протесту, а самое неприятное — к отношению ребенка к самому себе как плохому, непослушному.
Правила, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными. Если что-то «нельзя», то запрет должен соблюдаться всегда, а не зависеть от настойчивости ребенка или маминого настроения. Ребенку необходим четкий режим дня, надо стремиться не нарушать обычный распорядок. Режим дня способствует налаживанию внутреннего ритма, однако для этого он должен быть постоянным, а не осуществляться от случая к случаю.
Следует избегать чрезмерного перенапряжения ребенка. Идея «утомить его как следует» приведет скорее к перевозбуждению, чем к расслаблению и хорошему сну. Обязательно должно отводиться время на отдых после игры, особенно связанной с повышенной физической активностью. Перед сном обстановка должна быть спокойной. Беспорядок, раскиданные вещи — очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребенка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания для того, чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. Лучше убирать игрушки вместе, при этом поручения, которые даются ребенку, должны быть небольшими по объему.
Дома желательно свести к минимуму резкие звуки, шум, не стоит жить на фоне включенного телевизора или радио, громко или напряженно выяснять отношения при ребенке. Маленьким детям с гиперактивностью необходимо ограничивать сильные впечатления, будь то цирк, гости, длительные походы по магазинам, при этом любое мероприятие желательно ограничить по времени, вписать в привычный режим дня.
Необходимо поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка, всякую его попытку изменить свое поведение и достичь цели. Поощрением могут быть одобрительные слова, признание достижений, ласка. Занятия с ребенком необходимо строить так, чтобы его деятельность оказывалась успешной, а поставленная цель — достигнутой.
Как тренировать внимание гиперактивного ребенка? Стройте занятия таким образом, чтобы он понимал последовательность необходимых действий, видел цель, к которой надо стремиться. Результат должен быть достижим во время этого занятия, а не откладываться до следующего раза. Если ребенок не выдерживает больше 5—7 минут сосредоточенных занятий — поставьте цель попроще, чтобы она обязательно была достигнута. И не забудьте порадоваться вместе полученному результату. А вот ограничивать подвижность ребенка во время занятий не стоит: он может делать что-то стоя, сидя на полу, вскакивая время от времени, лишь бы его внимание находилось в поле производимого действия.
Приручите гиперактивность своего ребенка, помогите ему справиться со своей импульсивностью — радоваться результатам и гордиться ими вы будете вместе.
Гиперактивность — это не болезнь, а некоторая особенность нервной системы ребенка, которая требует от родителей определенной стратегии поведения.