Примерный план
психолого – педагогической характеристики дошкольника
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №35»
города Обнинска
в городскую психолого – медико
– педагогическую комиссию
Психолого- педагогическая характеристика
Ф.И.О
Ф.И. ребёнка, дата рождения, посещает группу коррекционно – развивающего обучения № МБОУ № 35 с сентября 2009 года, куда был зачислен(а) по направлению ГПМПК(протокол №, от дата).
Оценка адаптации в группе
Эмоционально-волевая сфера
· Общий фон настроения – адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.; активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности.
· Контактность – желание общаться, уход от контакта, поверхностный, легкий, симптомы тревожности, тормозимости, сложность адаптации к новой обстановке, и незнакомым людям, страх, отсутствие потребности в общении, отгороженность.
· Эмоциональное реагирование на поощрения и замечания – адекватное, неадекватное; положительное или равнодушное; понимание смысла и значения; повышение результативности выполнения заданий; исправление своих ошибок; необходимость более строгих мер; старание достичь результатов с помощью или без помощи взрослого.
· Особенности личности.
- Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).
- Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам).
- Склонности, симпатии.
- Поведение по отношению к родителям, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта.
- Действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление).
· Навыки самообслуживания. Хозяйственно – бытовой тру.
- Как развиты, что умеет делать самостоятельно.
Физическое состояние ребенка:
· изменение в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения), утомляемость, сформированность движений, чувства равновесия, нарушения осанки. Ловкость, сила.
· состояние моторики:
- ведущая рука, согласованные действия рук,
- точность движений, лишние движения,
- дифференцированные движения,
- графомоторные навыки, способность к работе на листе бумаги.
Особенности познавательной сферы:
· Познавательные интересы, любознательность;
· Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни;
- временные представления.
· особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой); степень развития произвольного внимания;
· Сормированность восприятия:
- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности;
- активность и целеустремленность, наблюдательность;
- продуктивность в работе и обучении;
- точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемом;
- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; характерные трудности в дифференциации общего и различного; обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом - легко;
· Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);
- быстрота и прочность запоминания;
- что лучше запоминает: цифры, стихи, события.
· Особенности мышления
· Мышление – сформированность конструктивного праксиса, сформированность наглядно-образного, наглядно-действенного, логического мышления; установление причинно-следственных связей; самостоятельность, темп, ясность, оригинальность, инициативность.
- уровень обобщений, абстрагирования;
- наличие общих понятий;
- понимание и толкование ситуаций со скрытым смыслом;
- адекватное использование помощи.
· Особенности речи:
- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах обихода);
- возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и выполнение элементарных инструкций);
- самостоятельная речь (особенности звукопроизношения: нарушено или нет);
- состояние фонематического слуха (нарушен или нет);
- особенности словарного запаса (правильно произносимые слова состоящие из одного-двух слогов, контурные слова, слова-звукоподражания, слова-фрагменты существительных, глаголов, прилагательных и т.д., словесные комбинации из двух слов);
- особенности грамматического изменения слов (использование падежа, числа, рода и т.д., использование предлогов);
- объем и типы предложений;
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- речевое поведение (многоречивость, молчаливость, речевая готовность, стилистические особенности, содержание и культура речи);
- голос и речь: (громкость, скорость, высота, ритм, интонационная оформленность, артикуляторные особенности).
· Элементарные математические представления:
- механический пересчет в пределах...
- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом;
- счет по речевой инструкции, по образцу;
- восприятие величины, формы цвета;
- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
- выделение из множества заданного количества предметов;
- пересчет предметов с называнием итогового числа;
- счетные операции с открытым и закрытым результатом;
- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше и т.д.
· Пространственные представления
- зеркальное отображение;
- целостный образ предмета.
· Временные представления (времена года, месяцы, дни недели, части суток, понимание и использование логико – грамматических конструкций.)
· Особенности игровой деятельности:
- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку);
- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей). Оречевление игровых действий;
- умение подчиняться игровым правилам.
· Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:
- возможность совместной работы по указательному жесту;
- по подражанию, по образцу;
- по словесной инструкции, по замыслу;
- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;
- умение обыгрывать постройку. Объяснять рисунок и оречевлять свои действия.
· Работоспособность.
- скорость ориентировки на новом материале;
- общий темп и целенаправленность деятельности;
- устойчивость интереса;
- отвлекаемость, истощаемость
Рекомендации:
Директор Н.Г. Ленивкина
Учитель – дефектолог
План психолого – педагогической характеристики составила заместитель директора по коррекционной работе Трубникова Ю.В.