Характеристика нарушений речи у детей

Муниципальное  бюджетное 

общеобразовательное учреждение "Начальная школа- детский сад №35" города

                    Обнинска                           

Характеристика нарушений речи у детей

 

 

 

Само собой разумеется, что маленький ребёнок не может правильно произносить все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат ещё не окреп и не развился в достаточной степени. Искажённое произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением, это возрастные проблемы. И только после 4-5 лет (эта цифра колеблется в зависимости от уровня развития речи ребёнка) нарушение звукопроизношения считается патологией. С этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению речевых недостатков.

  Какие же бывают виды нарушения звукопроизношения?

1. Отсутствие звука («ыба, коова»);

2. Искажение звука, то есть звук сам по себе есть, используется ребёнком в речи, но произносится при этом неправильно, искажённо (горловой р, губно-губные шипящие, межзубные свистящие).

Как правило, родители не всегда видят и слышат, что ребёнок искажает звуки.

3. Замена одного звука другим (р-л, ш-с, ж-з, щ-сь).

  Почему возникают нарушения произношения звуков? Причин много.

1. Неправильное строение артикуляционного аппарата: укороченная уздечка языка, дефекты строения челюстей, неправильное строение зубного ряда, нёба, губ.

2. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. У ребёнка может не получаться удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

3. Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь и умиляясь забавному лепету ребёнка, долгое время сюсюкают с малышом, ребёнок не слышит правильную речь и не видит правильное положение органов артикуляции.

4. Подражание маленькому ребёнку или взрослому, имеющему дефекты произношения.

5. Двуязычие, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

6. Педагогическая запущенность ребёнка. Если взрослые не обращают внимания на

развитие правильного звукопроизношения ребёнка, не поправляют его ошибок в речи, то это тормозит нормальное развитие произношение ребёнка.

7. Снижение слуха.

  Всё вышесказанное относится к проблеме звукопроизношения.

В старшей и подготовительной группе обследованы все дети, большинство из них имеют логопедическое заключение ФФНР, ОНР. Помимо нарушений звукопроизношения у детей с этими нарушениями речи наблюдается следующее.  При ФФНР ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Для него нет разницы, например, между звуками «с» и «ш», «з» и «ж», «р» и «л». Представьте себе, как такой ребёнок пойдёт в школу и будет овладевать письмом? Письменная речь формируется на основе устной. Если ребёнок на слух не может определить, что ему диктует учитель, то ли «са», то ли «ша», как он этот слог напишет? У него возникнут особые ошибки письма, которые нельзя будет отнести ни к одному орфографическому правилу. Такие ошибки называются специфическими. Поэтому ФФНР надо исправлять вовремя, до школы. Такой ребёнок испытывает трудности в звуковом анализе слов, в проговаривании слов со сложной слоговой структурой.

  Дети с ОНР помимо всего вышеуказанного имеют трудности в грамматическом оформлении речи, допускают ошибки в образовании форм слов и однокоренных слов (« поезды, окны, пять карандашов, стулик, деревёнко ( дерево)». Словарный запас у таких детей ниже возрастной нормы. Ребёнок не чувствует разницы в лексическом значении слов. Например, «горный» и «загорелый» для него родственные слова. Эти дети избегают слов, трудных для произношения. В результате эти слова и их значения не закрепляются в памяти у ребёнка, он ими не пользуется. Страдает и связная речь, так как все компоненты речи тесно связаны и взаимообусловлены.

  Речь ведёт за собой развитие других высших психических функций.

  Логопедическая работа предполагает совместную работу с ребёнком логопеда и родителей. Почему? Потому что центральным, главным органом речи является головной мозг. Именно его командам подчиняются все без исключения органы речи. Мозг подаёт команды маленьким и большим мускулам, которые двигают органы речи, контролирует их работу, делает её согласованной. Представьте себе, если ребёнок неправильно  произносит звук, его мозг уже закрепил неправильный стереотип, нужна очень длительная работа, чтобы этот стереотип затормозить и выработать новый. Родители должны дома следить за речью детей и выполнять все рекомендации логопеда.

 Чем раньше научится ребёнок правильно говорить, тем лучше. У него будет более длительный «стаж» правильной речи перед школой, позволяющий ему впоследствии успешно овладевать школьной программой. 

 

                                                                                         Консультацию подготовила учитель – логопед

высшей квалификационной категории

 С.В. Артёменко

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения